от туда же
Легализация индивидуальных жилых домов
Как видно из схемы легализации строений, Законом об амнистии для упрощения легализации индивидуальных жилых домов, частных домов на участках под личное подсобное хозяйство предоставлено право быстро и с минимальным набором документов зарегистрировать право собственности на возведенные без разрешительной документации дома и прочие постройки на таких участках. Это несет определенные выгоды для их владельцев.
До 2010 г. зарегистрировать право собственности на все возводимые или возведенные ранее индивидуальные жилые дома можно лишь на основании техпаспорта . А техпаспорт организации по учету будут обязаны готовить и выдавать без истребования разрешений органа местного самоуправления на строительство или ввод в эксплуатацию, то есть регистрировать права на такие дома будут по факту - по результатам паспортизации .
Примечание
С 2010 г. для паспортизации и регистрации прав эти документы (разрешения на строительство и ввод) вновь станут обязательными, так что в силу очевидных причин с регистрацией прав стоит успеть до наступления второго десятилетия.
Таким образом, для госрегистрации права собственности на построенный или еще не завершенный строительством дом гражданину нужно обратиться в аккредитованную Роснедвижимостью организацию, которая оформит по результатам осмотра, замеров и расчетов износа и инвентаризационной стоимости техпаспорт объекта индивидуального жилищного строительства. Отдельная единая по РФ форма паспорта из 8 разделов уже утверждена Минэкономразвития России .
Получение техпаспорта БТИ предполагает подачу заявки в аккредитованную при Роснедвижимости организацию, выезд специалистов на объект для проведения соответствующих измерений и подготовку документа. Сейчас на территории РФ Роснедвижимостью аккредитовано 177 организаций (как правило, это бывшие региональные и местные БТИ) и 68 филиалов ФГУП "Ростехинвентаризация", которые имеют право заниматься технической инвентаризацией объектов градостроительной деятельности - составлять техпаспорта объектов капитального строительства. Однако пригласить организацию, аккредитованную в соседнем регионе, нельзя - она обязательно должна иметь филиал в вашем регионе . Перечень и адреса аккредитованных в вашем регионе организаций можно загрузить с главной страницы сайта Роснедвижимости www.kadastr.ru.
Примечание
На практике процедура паспортизации растягивается на 3 месяца и более, требует посещения технической организации минимум 3 раза и стоит около 4 - 6 тыс. руб. в регионах.
Как и в случае межевания, в порядок заполнения паспорта подробно вдаваться бессмысленно (это удел оценщиков), но отметим четыре немаловажных нюанса.
1. Год постройки в паспорте будет указан как год ввода в эксплуатацию со слов владельца объекта, который может в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию варьировать этот срок по своему усмотрению .
2. Паспорт будет составлен единый на все капитальные постройки на участке, если его владелец сам не настаивает на неуказании в паспорте некоторых строений, например еще не законченных строительством.
3. Самый непрозрачный элемент паспорта - инвентаризационная стоимость дома и строений, которая рассчитывается по всем конструктивным элементам дома на основе оценки износа элементов дома и стоимости объектов-аналогов (крыша, окно, электропроводка) в столь любимых сметчиками ценах 1969 г. со множеством коэффициентов пересчета на текущий год, с поправками на отличие от аналога и т.д. Как правило, оценка БТИ всегда получается сильно заниженной по сравнению с реальной, однако владелец объекта может ее еще больше занизить при осмотре оценщиками, указывая на дефекты, дешевые материалы и т.д. Это скажется на инвентаризационной стоимости дома и, возможно, на размере налога на имущество.
4. Отсутствие разрешения на строительство или выявленные при осмотре нарушения градостроительных и строительных норм (ГОСТов, СНиПов и т.д.) не являются основанием для отказа в выдаче паспорта: если такие данные будут указаны в паспорте (а они должны быть указаны), на регистрацию права собственности это не влияет.
На основании технического паспорта дом будет самостоятельно внесен оценщиками в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, но гражданам прежде всего требуется регистрация права собственности на дом в Росрегистрации, и именно туда надлежит представить полученный владельцем в организации техинвентаризации техпаспорт .
В итоге вы получите свидетельство о праве собственности на свои постройки. Это немало, но Закон об амнистии нисколько не отменяет в принципе необходимость получения разрешений - и на строительство, и на ввод в эксплуатацию: таких поправок в ГрК РФ не вносилось! Это позволит вплоть до регистрации права собственности на постройки наказывать застройщиков, не получивших такое разрешение, проводить государственный строительный надзор и т.д., наконец, чинить препятствия в пользовании готовыми домами даже с зарегистрированным правом собственности. Дело в том, что для получения статуса жилого дома для целей прописки, присвоения почтового адреса, получения других "жилищных" льгот, наконец, получения имущественного налогового вычета необходимо, чтобы построенный дом был признан жилым в соответствии с Жилищным кодексом РФ . Для этих целей необходима длительная процедура подтверждения соответствия дома требованиям к жилому помещению, для чего создается комиссия при органе местного самоуправления, в которой владелец помещения имеет лишь совещательный голос . Это завершающий этап приемки объекта в эксплуатацию, который не зависит от регистрации права собственности и может длиться годами.
Внимание! Зарегистрировать возведенный без разрешений жилой дом теперь можно лишь на основании техпаспорта.
Примечание
Комиссия выносит заключение (акт) о соответствии дома установленным требованиям на основании результатов проверки:
- технического состояния строительных конструкций (заключение экспертной организации или органа стройнадзора);
- огнестойкости и условий эвакуации (заключение госпожнадзора МЧС России);
- подключения объекта к сетям, как минимум, электроснабжения (справки о подключении от снабжающих организаций);
- соблюдения множества санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов по состоянию атмосферного воздуха, высоте помещений, освещенности, уровню радиации, шума, вибрации и т.д. (санэпиднадзор органа Роспотребнадзора, его лаборатории).
Таким образом, необходимы заключения как минимум трех госорганов, а также компаний-монополистов, что выливается во внушительные затраты даже при полном соответствии дома их требованиям.
Только на основании заключения комиссии орган местного самоуправления может вынести распоряжение о возможности постоянного проживания граждан в доме . При этом, хотя и подразумевается, что на комиссию гражданину нужно представить только копии правоустанавливающих документов на жилой дом и план жилого помещения с его техпаспортом, на деле владельцы индивидуальных домов вынуждены сами добиваться скорого визита всех контролеров, на визе которых настаивает комиссия. И как правило, работа контролеров и комиссии не обходится без выдачи предписаний об устранении каких-либо нарушений и, естественно, повторного визита контролеров.
Подведем итог обозначенных Законом об амнистии возможностей. В части легализации жилых домов Закон об амнистии оказался непоследовательным и позволяет лишь зарегистрировать право собственности. А для полноценного проживания владельцу дома не избежать оформления огромного числа документов, причем именно тех, в получении которых у граждан имелись наибольшие трудности: разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Внимание! Регистрация права собственности на жилой дом не влечет автоматического признания его жилым.
Впрочем, сам факт регистрации права собственности на построенный дом может усилить позиции собственников - возможно, местные власти все-таки перестанут требовать разрешительную документацию задним числом и ограничатся проверкой соблюдения требований в отношении построенного здания. Кроме того, Закон сильно помог владельцам реконструированных без разрешения домов в сельской местности, у которых уже есть статус жилых, или владельцам построенных без разрешительной документации частных домов, которым и не нужно их признание в качестве жилых.
Наконец, Закон защитит интересы продавцов и покупателей недостроенных и готовых жилых домов, строительство которых велось без разрешения или с нарушениями нормативов. Они смогут заключать не сделки купли-продажи якобы "голых" земельных участков, а полноценные сделки по продаже участка и дома, для чего продавцам надо будет предварительно пройти паспортизацию и зарегистрировать право собственности на дом.
А теперь о минусах Закона в части строений. Поскольку паспорта будут выдаваться без проверки соответствия постройки требованиям разрешения на строительство и проектной документации, зарегистрировать сейчас можно в том числе дома и постройки, возведенные с нарушением градостроительных, строительных и прочих норм и правил. То есть организация по учету отразит в техпаспорте такие нарушения , но они не являются для Росрегистрации основанием отказать в регистрации права собственности на постройку.
Однако никакой "строительной амнистии" Закон не предусматривает: за такие нарушения владелец будет нести ответственность в прежнем объеме, и после паспортизации и регистрации права собственности ему следует ожидать визитов контролеров. И если в ходе проверок будут выявлены нарушения градостроительных нормативов (проекта организации и застройки территории товарищества), правил пожарной безопасности, то владелец участка в любой момент может получить предписание об устранении выявленных нарушений (даже путем сноса постройки).
Примечание
Например, все дачники и садоводы при строительстве на своих участках должны даже в отсутствие необходимости получения разрешений и согласования проекта соблюдать существенные требования СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения". Согласно ему, например, расстояние от строений до лесного массива должно быть не менее 15 м, расстояния между деревянными домами - также не менее 15 м, от дома до границы участка - 3 м и т.д. И не факт, что орган надзора и суд признают несущественными выявленные нарушения и оставят собственника в покое.
Как представляется, цель всей "дачной амнистии" заключается в том, чтобы россияне к моменту введения местного налога на недвижимость зарегистрировали хоть что-нибудь, созданное на своих участках, - будущий объект налогообложения (даже если он построен с немыслимыми нарушениями). Уже сейчас налогом на имущество физических лиц должны облагаться как индивидуальные дома и капитальные гаражи, так и расположенные на участках в садоводческих и дачных объединениях жилые строения жилой площадью свыше 50 кв. м, хозяйственные строения и сооружения общей площадью свыше 50 кв. м . Но по факту большая часть недвижимости граждан налогом не облагается, так как право собственности на нее как раз не зарегистрировано и у налоговиков нет сведений об инвентаризационной стоимости имущества.
Примечание
Ранее налоговики планировали кампании по принудительной постановке домов на учет в ЕГРП и инвентаризации, но дальше разговоров дело не пошло. Сейчас к этому вопросу вернулся Минфин России - он предлагает проводить принудительную оценку незарегистрированных частных объектов недвижимости.